Как выбрать велосипед для взрослого

23 декабря 2015

Как выбрать велосипед для взрослого:


Сопоставление моделей

Посетив несколько магазинов, сравните разные марки велосипедов в ценовой категории, на которую вы рассчитываете. Среди выбранных стоит отдать предпочтение той модели, у которой при равной стоимости с другими будет рама и/или какие-то из компонентов более высокого уровня. Не стоит акцентировать внимание, а уж тем более выбирать велосипед, исходя из наличия у велосипеда крыльев и фонариков, так как это далеко не главные детали, и, кроме того, эти мелочи могут быть установлены на любой велосипед. Имя производителя и его репутация, так же, как и репутация продавца, имеют важное значение.

Страна изготовления

Ни для кого не является секретом, что ведущие производители бытовой электроники собирают свои товары в Азии. И велофирмы, надо сказать, от них не отстают. Более того, большинство американских и европейских производителей, включая такие марки, как Specialized, Scott USA, Marin, Peugeot, Shwinn, GT, Trek и т.д., размещают заказы на свои младшие, средние, а порой и старшие модели на чужих заводах (не собственных), а именно тайваньских и китайских. Поэтому, если велосипед стоит менее $1200, забудьте о его "белом происхождении" и подумайте, есть ли смысл переплачивать за наклейку на раме. В особенности, это касается так называемых бюджетных горных велосипедов, т.е. стоимостью до $300.

Выберите свой размер

Порой самым основным просчетом при покупке является неправильно выбранный размер рамы. В первую очередь это обусловлено тем, что на рынках да и порой в некоторых магазинах, модели представлены в единственном экземпляре и у покупателя порой просто нет выбора. Так вот, вам следует знать, что любая модель велосипеда всегда выпускается фирмой в нескольких ростовках-размерах. Размером рамы считается расстояние от оси каретки - оси системы до пересечения конца подседельной трубы с подседельным штырем и измеряется в дюймах:


Очень маленький (XS) 14" / 35,6 см


Маленький (S) 16" / 40,6 см


Средний (M) 18" / 45,7 см


Выше среднего (L) 20" / 50,8 см


Большой (XL) 22" / 55,8 см


Сверхбольшой (XXL) 24" / 60,9 см


Можно дать следующие общие рекомендации по выбору размера рамы в зависимости от роста:

Рама Рост, см


14" 135-155 см
16" 150-165 см
18" 165-178 см
20" 180-190 см
21" 194-203 см
24" 198-210 и > см

Для разных типов велосипедов (хардтейл, двухподвес, городской и пр.) подбор размера рамы может несколько отличаться от общих рекомендаций, поэтому советуем перед покупкой детально обсудить нужный размер рамы с менеджером магазина. Cледует помнить, что раму надо подбирать индивидуально из-за особенностей строения каждого отдельного человека. Длина ног при выборе играет первостепенное значение. Также не стоит забывать, что каждый производитель имеет собственную, отличную от других геометрию рамы, поэтому рама в 18" от одной фирмы может быть больше/меньше рамы в 18" от другой, хотя по логике они должны быть одинаковы.

Основное правило выбора размера рамы: стоя с байком между ног на ровной поверхности, вы должны иметь возможность присесть на ширину ладони (7-10см). В основном это принято во избежание несчастных случаев при резком, аварийном соскакивании с велосипеда. Если вы предпочитаете спокойный стиль езды, то можете пренебречь этим правилом, но помните, что вы отвечаете за свой выбор. Данное правило также игнорируется большинством покупателей при покупке велосипедов подросткам, и их можно понять - покупать ребенку новый велосипед каждый год безусловно накладно.

Формула Эйнштейна для определения размера рамы:

1) Измерьте длину ваших ног (от промежности до пола, см);
2) Умножьте полученный результат на 0.56;
3) Полученное число разделите на 2,54;
4) Итог = необходимая для вас ростовка рамы (в дюймах).


Гарантия и гарантийное обслуживание

Обязательно поинтересуйтесь гарантийным сроком на раму и комплектующие (оборудование). Также не мешает узнать, есть ли у продавца своя гарантийная мастерская - это очень важно, так как при покупке велосипеда вы точно будете знать, что, во-первых, ваш байк пройдет необходимую предпродажную подготовку и, во-вторых, в дальнейшем вы сможете обслуживать свой велосипед как минимум в течении всего гарантийного срока эксплуатации. При покупке проследите, чтобы гарантийный талон был правильно и разборчиво заполнен, а продавец сделал отметку о продаже в паспорте к велосипеду.

Предпродажная подготовка

При покупке велосипед в обязательном порядке должен быть проверен в вашем присутствии. Обратите внимание на работу переключателей, тормозов и на отсутствие восьмерок на ободах, а не только на накаченность покрышек.

Основные типы горных велосипедов


Велосипед начального уровня


Начального уровня - наиболее доступный тип горного велосипеда. Он позволяет оценить все преимущества горных велосипедов за сравнительно небольшие деньги. В большинстве случаев имеет оборудование не выше начального или среднего уровня и большой вес. Изготавливается из стали, хроммолибдена и, иногда, алюминия.
Вес: 14-16 кг
Цена: от 100$ до 250$

Хардтейл (жесткий хвост — англ.)- велосипед с передней амортизационной вилкой


Хардтейл (жесткий хвост - англ.) - велосипед с передней амортизационной вилкой. Это основной и самый распространенный тип горных велосипедов в мире. Именно на них выступают спортсмены в единственном пока олимпийском виде спорта по горному велосипеду - кросс-кантри. Изготавливаются в основном из хроммолибдена, алюминия, карбона или титана. На более агрессивных маневренных моделях используются дисковые тормоза для более эффективного торможения - их мощность выше, чем у ободных тормозов. Могут иметь как гидравлический, так и механический привод.
Вес: 10-14 кг
Цена: от 200$ до 5000$

Хардтейл комфортный- для комфортного катания


Хардтейл комфортный - для комфортного катания. Комфортный хардтейл. Тот же велосипед с передним амортизатором, но для более спокойной и комфортной езды. Седло очень часто устанавливается на амортизированный подседельный штырь. Вынос руля уже подвижный и имеет угол наклона, позволяющий достичь более прямой, не спортивной посадки. Шины на таком типе велосипедов средней толщины и протектор не очень развит, что способствует более плавному и бесшумному передвижению по асфальтовым дорожкам.
Вес: 11-14 кг
Цена: $ 200$ до $ 700$

Двухподвес (full suspension) — первый и наиболее распространенный в семействе полноподвесочных горных велосипедов.


Двухподвес (full suspension) - первый и наиболее распространенный в семействе полноподвесочных горных велосипедов. Характеризуется повышенным комфортом благодаря наличию переднего и заднего амортизаторов. Большинство изготавливается из алюминия, иногда карбона, некоторые дешевые модели делают из стали.
Вес: 10,5-14,5 кг (алюминий)
Цена: от 400$ до 6000$

Фрирайд. Двухподвес для любителей экстремальной езды.


Фрирайд. Двухподвес для любителей экстремальной езды. Отличается от предыдущего типа наличием двухкоронной вилки, и как минимум гидравлическими или дисковыми тормозами. И следовательно большим весом. Изготавливается в основном из алюминия.
Вес: 12-14 кг.
Цена: от 650$ до 6000$

Основные узлы и механизмы

Вне зависимости от того, какую марку вы выбираете, все детали, кроме рамы, от руля и до седла созданы другими фирмами. Разобраться в них порой бывает очень сложно. Остановимся на самых важных частях велосипеда.

Амортизационная вилка

Жесткие передние вилки уходят в прошлое. Только самые дешевые модели не имеют амортизационных вилок - неотъемлемой части настоящего горного велосипеда. Сегодня наиболее распространены амортизационные вилки пружинно-эластомерного типа, к более дорогим относятся вилки пружинно-гидравлического (масло) типа и новейшие воздушные. Ход вилок для кросс-кантри колеблется от 2,5 до 4,5 дюймов (65-115 мм), вилки для даунхилла имеют ход от 4,5 до 7 дюймов (115-180 мм). Наиболее известны следующие производители: Rock Shox, Manitou, RST, HeadShok (Cannondale) и Marzocchi. В последние годы широкое распространение получили вилки, более доступные по цене и обладающие неплохими характеристиками, произведенные в Тайване: SR Suntour, Ballistic, Top Gun.

Переключатели

Передний и задний. Самая главная деталь велосипеда после рамы. Передний переключатель перебрасывает цепь между тремя передними звездами на системе. Задний переключатель перебрасывает цепь между 6-9 задними звездами на кассете. Наиболее распространены переключатели от Shimano и Sram.

Манетки - ручки переключателей, приводящие их в действие, расположены на руле. Правая отвечает за задний переключатель, левая - за передний. Существуют два типа ручек переключателей.
Первый вариант - это "рэпидфайр" (Rapidfire) от Shimano, ручки которого имеют два рычажка: один для движения цепи с больших звезд на меньшие, второй - в обратную сторону. Переключение осуществляется с помощью пальцев (большого и указательного).
Второй вариант - это "грипшифт" (Grip Shift) от фирмы Shimano или Sram. Этот переключатель выглядит как ручка газа на мотоциклах, переключение осуществляется его вращением. В отличие от "рэпидфайр" "грипшифт" позволяет переключать скорости во всем диапозоне одним движением. Каких бы то ни было явных преимуществ ни одна из приведенных систем перед другой не имеет, выбор зависит от вкуса. Обе системы одинаково удобны и быстры в освоении. На дешевых велосипедах еще используются переключатели типа "таблетки" (Top Mounts) с одним рычажком. Наиболее распространены манетки, опять же, от Shimano либо Sram.

Тормоза

С момента своего первого появления несколько лет назад, тормоза "ви-брейк" (V-brake), разработанные фирмой Shimano, завоевали колоссальную популярность своей надежностью, отличной работой и малым весом. Вскоре и другие фирмы начали производство подобных тормозов (о копировании разработки Shimano речь не идет, так как патент на аналогичный дизайн тормозов был выдан во Франции еще в 20-х годах нашего столетия). Кроме Shimano наиболее известны фирмы Avid и Tektro. В этом году свои "ви-брейки" представил Sram.

Отдельного упоминания заслуживает фирма Magura - производитель гидравлических тормозов для велосипедов. Несмотря на свою высокую цену, эти тормоза, безусловно, стоят этих денег. В последние годы бурное развитие претерпели дисковые тормоза, полностью вытеснив прочие из даунхилла, они пришли и в кросс-кантри. На сегодняшний день это лучшие тормоза, но их высокая стоимость, необходимость своей особенной втулки и отсутствие совместимости с большинством рам, делают невозможным их широкое применение.

Система

Система состоит из шатунов и передних звезд. В какой-то степени - это сердце велосипеда. Жесткость и малый вес - вот основные требования, предъявляемые к системам. Большинство велосипедов оснащается системами от Shimano. Также распространены системы от Sugino (выпускает системы для Ritchey и Specialized), Cyclone, SR Suntour, Tracer и CODA.

Все о рамах

Рама - главный конструктивный элемент. В настоящий момент рамы для горных велосипедов изготавливаются из следующих материалов: сталь, хроммолибденовая сталь, алюминий, титан, магний, карбон и стальные спецсплавы.

Сталь - наиболее распространенный материал, применяющийся при изготовлении младших, более дешевых моделей велосипедов. К плюсам можно отнести прочность, низкую стоимость и простоту изготовления. Основной минус - самый большой вес среди прочих материалов, применяющихся для изготовления.

Хроммолибденовая сталь - следующий по уровню материал. Данный сплав стали, хрома и молибдена обладает всеми преимуществами стали и, вдобавок, имеет меньший вес. Это и есть основное отличие от стали.

Алюминий - легкий и прочный материал. Он имеет отличные от стали прочностные характеристики, позволяет изготавливать рамы с большим диаметром труб и толщиной стенок. Благодаря этому они имеют более агрессивный вид. Наиболее распространенный материал при изготовлении горных велосипедов среднего и выше среднего классов.

Титан - прочный, легендарный и, конечно, дорогой. Выигрыша в весе перед дорогими алюминиевыми и хроммолибденовыми рамами не имеет. Мало распространен в силу ряда причин, включая стоимость и сложность изготовления.

Магний - новый сплав в велосипедостроении. Прочный, легкий и тоже дорогой материал. Он только начинает входить в моду.

Композиты - это относительно новый материал в велосипедостроении. Для изготовления композитных рам применяются нити карбона, фибергласа, кевлара и различные скрепляющие составы (смолы). Комбинации материалов, смол и методов их скрепления позволяют достигать любых заданных характеристик. Возможно, что именно композитные рамы - это будущее велосипеда, в том числе и горного. Рамы из композитных материалов плохо выдерживают падения и удары.

Спецсплавы - в последние годы появились стальные сплавы, обладающие уникальными характеристиками, превосходящими порой характеристики титана. Данные стали обычно содержат в своем составе редкоземельные элементы.

Нельзя однозначно выделить какой-то материал как лучший, но на сегодняшний день безусловным лидером среди всех материалов, применяющихся для изготовления рам, является алюминий.

Признаком качественной рамы является "баттинг"

Баттинг - процесс изготовления труб, результатом которого является изделие с различной толщиной стенок. Данный процесс позволяет увеличить толщину стенок в местах с высокой нагрузкой (пример: стыки с рулевой колонкой, кареточными узлом) и уменьшить в других, где нагрузки минимальны. Благодаря этому удается значительно снизить вес рамы. Баттиг бывает одинарный - один конец трубы имеет увеличенную толщину, двойной - оба, и тройной, когда труба имеет три различных толщины. Именно баттинг позволил конструкторам современных алюминиевых, стальных (хроммолибден и спецсплавы) и титановых рам приблизится вплотную к весу в 1300 грамм.

Фирма Merida использует новейшие технологии в области баттинга и делает велосипеды с оригинальным техническим решением MATTS (Merida Aluminum Tig-welding Technology System). Это позволяет существенно снизить расход материала и соответсвенно вес велосипеда при сохранении высоких прочностных характерстик.

Самыми дешевыми являются стальные рамы. Следом идут хроммолибденовые. Они, как правило, дешевле алюминиевых, а те, в свою очередь, дешевле титановых и карбоновых. Но не стоит забывать, что алюминиевые, титановые и хроммолибденовые рамы тоже делятся на более качественные, дорогие, и менее качественные, более дешевые. Поэтому хорошая хроммолибденовая рама может стоит дороже алюминиевой, а алюминиевая рама может быть дороже титановой. Имя производителя, качество рамы и ее вес, а не материал, из которого она была изготовлена, играют ключевую роль в определении стоимости рамы.

Доступно о навесном оборудовании

При покупке байка главным критерием (после рамы) является группа или класс навесного оборудования, установленного на велосипеде. Основным ориентиром являются группы от Shimano - японской корпорации - мирового лидера в навесном оборудовании для велосипедов, так как редкий велосипед не имеет какой-то части оборудования от Shimano. Условно их можно поделить на два класса: любительский и спортивный. Ниже приводится перечень групп от Shimano. Для сравнения также приведены классы переключателей, манеток и тормозов от второго ведущего мирового производителя Sram.

Shimano / SRAM - Краткая характеристика


XTR / X.0 - Для спортсменов профессионалов


Deore XT* / X.9 - Используется спортсменами и является ориентиром для большинства любителей, которые могут себе это позволить
Deore LX* (до 2009 года)


SLX (с 2009 года) / X.7 - Настоящее качество. Верхняя планка для самых крутых любителей. Используется спортсменами


Deore / X.5 - Начальная спортивная группа


Nexave - Разработана и ориентированна на велотуристов


Alivio / X.4 - Лучшее для любителей


Acera 3.0 / MRX - Средний хороший уровень для любителей


Altus 3.0 / MRX - Средний хороший уровень для любителей


Tourney ** / TRX - Хороший начальный уровень для любителей

* - ради краткости порой указывается просто как XT и LX, опуская приставку Deore.
** - иногда для простоты называется SIS - Shimano Index System

Популярность спортивных групп у любителей объясняется прежде всего надежностью, плавной и четкой работой и, конечно, меньшим весом. Поэтому для агрессивной бездорожной, да и просто по-настоящему активной езды желательно оборудование спортивного класса. Также стоит отметить, что на байк, за редким исключением, никогда не ставится полностью оборудование одной группы. Для достижения оптимальных параметров в критерии "качество/стоимость" применяется смешивание компонентов разных групп, как правило, двух соседних.

Мелочи жизни

Помимо самого велосипеда желательно сразу прикупить некоторые полезные вещи: насос, флягу, универсальный инструмент (напоминает перочинный нож, но оснащен шестигранниками и отвертками), крылья, пару запасных камер, велокомпьютер (скорость, пробег и время), задний фонарик/проблесковый маячок - обязательно, если вы катаетесь после захода солнца.

Ну и наверное стоит взять велошлем. Жизнь дороже. Как известно, запчастей для людей пока не продают, да и мозгами разбрасываться не стоит. Вы можете возразить, что в шлеме кататься не круто. Что ж, провести остаток жизни в инвалидной коляске круто?